Особенные дети на приеме у стоматолога
Каждый детский врач-стоматолог в своей практике встречается с особенными пациентами, чаще всего это синдром Дауна, расстройство аутистического спектра ( РАС), ДЦП.

Степень выраженности может варьироваться от самых тяжелых, когда ребенок не говорит, не ходит, не способен ни к каким взаимодействиям, до относительно «легких», когда ребенок идет на контакт, понимает и анализирует обращенную речь, готов к выполнению каких-то манипуляций. Очень важно, что если ребенок или подросток не может говорить, то это не значит, что он не понимает, что вы ему говорите!
Особенным детям требуется чуть больше времени для адаптации к новому человеку (врачу), для успешной коммуникации существует несколько правил:
- по возможности сначала поговорите со родителем и сделать это лучше не в кабинете, чтобы заранее узнать о особенностях ребенка
- в кабинете не спешите сразу приступать к осмотру, дайте ребенку время освоится в новом месте (буквально минуту-две ему будет достаточно, но польза колоссальная)
- разговор лучше начать с отвлеченной темы
- говорите спокойно и дружелюбно, но без не переигрывайте эмоционально
- используйте короткие фразы. Ваши инструкции ребенку должны быть четкими и состоять из самых простых слов
-«расскажи-покажи-сделай» этот принцип относится не только к особенным детям, а вообще к детскому приему в любой области - необходимо озвучивать все свои действия, например, » я сейчас надену маску и перчатки«, «возьму зеркало»
- не торопите ребенка, например, после вашей просьбы открыть рот может пройти некоторое время ( до нескольких минут ) прежде чем ребенок это сделает
Бывает так, что вы сделали все правильно, но все равно коммуникация никак состояться не может в силу особенностей поведения ребенка, а после осмотра стало понятно, что необходимо лечение. В таких случаях для проведения качественной стоматологической помощи необходимо лечение в условиях наркоза.
Если же ребенок идет на контакт, то лечение может успешно состояться и без применения дополнительных средств, либо в условиях закиси азота-кислородной седации.