Как стоматологу найти подход к пациенту ребенку
В данной статье мы рассмотрим способы найти подход к ребенку на примере нескольких возрастных категорий.

Детская стоматология отличается от взрослой, порой значительно, не только из-за наличия у детей временных зубов и особенностей их строения.
Основа работы детского врача-стоматолога – установление доверительных отношений с пациентом-ребенком и его родителями.
Мы формируем команду «врач-ребенок-родитель», и только в этом случае получаем положительный результат лечения.
Найти подход к ребенку крайне важно не только с точки зрения проведения самих стоматологических манипуляций, но также для достижения нашей общей высшей цели – способствовать росту поколения детей, которые во взрослой жизни будут посещать врача-стоматолога без страха.
Возрастная группа 0-3 лет
Данная возрастная категория характеризуется следующими особенностями:
- Неотделимость от мамы/папы;
- Неусидчивость;
- В основном невербальная коммуникация.
Основой для расположения к себе ребенка является:
- Прежде чем знакомиться с ребенком, уточнить у родителя, как относится к другим взрослым, во что любит играть, что может заинтересовать (мягкая игрушка или машинка, конструктор, «пирамидка» и т.д.);
- Первый контакт не в кабинете – в холле, в игровой комнате, в присутствии мамы;
- Зрительный контакт на уровне глаз ребенка, теплая искренняя улыбка;
- Тактильный контакт по возможности, через игрушки: с ребенком 2-3х лет можно поиграть в игры с 2х сторонней коммуникацией («Рыбалка»).
Если ребенок не идет на контакт сразу, не нужно торопиться, как правило прием малышей занимает 30-60 минут, у Вас достаточно времени. Несколько минут может потребоваться для установления контакта.
Дети от 3 до 6 лет
Дети дошкольного возраста активно общаются, любят играть, умеют ярко выражать свои эмоции. Пул «терпения» — в среднем 5 минут на год жизни. То есть, например, в 4 года ребенок способен выдержать 20-минутные манипуляции.
Основа взаимодействия остается той же, всегда – знакомство в комфортной обстановке, зрительный контакт на уровне глаз ребенка, теплая улыбка и приветствие.
Если ребенок выражает признаки беспокойства, прячется за маму, не смотрит в глаза, делает вид что Вас не слышит или плачет:
- Не хватайте его за руку;
- Не повышайте тон голоса;
- Не «сюсюкайте»;
- Проявляйте изобретательность: часто помогает прием «разговор через маму» — речь адресована родителю, но ребенок должен ее услышать.
Пример:
«Анна Алексеевна, а Вы знали, что у нас есть игровая комната, где много разных игрушек? А еще по дороге к ней можно увидеть сундучок с подарками для тех, кто проверил зубки».
- Если ребенок смущается, но в целом настроен не негативно, также подходят игры с 2х-сторонней коммуникацией;
- В кабинете в первую очередь уделите внимание именно ребенку – расположите его удобно в кресле, если необходимо, на ручках у мамы. Если садится в кресло сам, но вот-вот убежит – мама должна быть с ним рядом, может держать за руку. Ассистент поможет Вам, предложит ребенку выбрать очки и мультфильм;
- Обращайтесь к ребенку ласково, сделайте комплимент (одежда, заколочки-резиночки, глаза, прическа, похвалите принесенную с собой игрушку);
- Используйте технику «Tell-show-do» («расскажи-покажи-сделай»), можно использовать для этого специальную игрушку с зубами;
- Обязательно уделите внимание окончанию приема – искренне похвалите ребенка, найдите пару минут для того, чтобы при малыше описать родителю, что по Вашему мнению он сделал здорово: широко открывал рот, рассказал интересную историю, сидел неподвижно и т.д.;
- Установите с ребенком договоренности на следующий визит: «в следующий раз мы будем делать…», оставьте заметку в карте пациента.
Категория от 6 до 9 лет
Младшие школьники более самостоятельны, любят, когда у них что-то получается, часто готовы к сотрудничеству при отсутствии предыдущего негативного опыта. С ними можно и нужно говорить более «взрослым» языком. Формат игры здесь уже не подходит, нужна мотивация и поощрение.
С ребенком младшего школьного возраста можно поговорить о школе, хобби, о недавних событиях в их жизни.
В течение беседы с ребенком часто можно от него самого услышать о его предыдущем опыте посещения стоматолога или о его страхах, даже если визит происходит впервые в его осознанном возрасте.
Слушайте внимательно.
Услышьте, чего он боится, что ему не понравилось ранее. Расскажите подробно, что Вы будете делать, опишите так, чтобы ребенок понял, что волнующий его момент Вами услышан и Вы заинтересованы в комфорте пациента.
Пример:
Ребенок: «Я вот только боюсь, что будет укол».
Врач: «А ты знаешь, что стоматология развивается и есть способы заморозить зуб достаточно комфортно? Еще есть один секретик, это просто правило, но у детей, которые его соблюдают, заморозка всегда проходит легко, рассказать?»
Избегайте слов «не больно», «не страшно». Фраза должна содержать позитивно окрашенные формулировки.
- Манипуляции недопустимы: «ты уже большой, чего ты боишься, открывай рот» — фраза, заставляющая почувствовать стыд, неполноценность, не вызывает доверия к врачу;
- Будьте терпеливы, младшему школьнику порой необходимы подробные разъяснения. Можно показать демонстрационные материалы, которые Вы используете объяснении принципов лечения родителям – фотографии зубов, рентгеновские снимки;
- Если Вы видите, что ребенок смотрит в основном на маму, устраивает «показательное выступление» — значит, ему не хватает тепла и ласки, заботы. Взаимодействие будет эффективнее, если мама подождет вне кабинета. Когда ребенок почувствует, что без присутствия мамы Вы заботитесь о нем, внимательны и добры, необходимость в показных слезах отпадет;
- Будьте тверды, не бойтесь эмоциональных проявлений. Не отрицайте чувства ребенка, примите их, озвучьте их.
Пример:
Ребенок плачет: «Я не хочу сверлить».
Врач: «Ты не хочешь сверлить, я слышу. Попробуем для начала просто почистить щеточкой, помоги пожалуйста с выбором пасты, какая тебе больше нравится?».
Подростки
Подростки (10 лет и старше) – вполне самостоятельны и способны к взрослому общению. Ценят, когда их воспринимают как взрослых. Могут быть замкнутыми, скрывать эмоции, но все так же нуждаются в заботе и поддержке.
Общение с подростками сравнительно проще, чем с детьми младшего возраста.
Основной ключ к взаимодействию – уважение к подростку и его потребностям, внимательность и забота о его комфорте. Простые вопросы в начале приема, свидетельствующие о Вашей заинтересованности в подростке как личности, помогут установить контакт.
Пример:
Подросток: «Здрасте».
Врач: «Доброе утро, Миша. 9 утра, ты успел выспаться сегодня? Долго ехать пришлось?».
Ругать подростка за плохую гигиену бессмысленно – ответом будет уход в защиту и отрицание. Покажите фотографии с индикатором налёта, сначала обратив внимание на наиболее чистые участки, похвалите за них. Затем укажите на те, где следует скорректировать движения или нажим щетки. Выразите уверенность в том, что подросток прекрасно справится с этим.
А самое главное – поддержите себя, выспитесь и позавтракайте перед работой. Тогда Вашего терпения и сил обязательно хватит для того, чтобы найти подход к ребенку любого возраста.