Как стоматологу правильно рекомендовать пациентам диагностические и лечебные процедуры

В статье на конкретных примерах рассмотрим как правильно рекомендовать пациентам необходимость диагностических и лечебных процедур.

Мы, как врачи, должны, во-первых, подходить к пациенту индивидуально, а, во-вторых, обосновать эту необходимость самим себе.

Всегда, прежде чем начинать лечение, целесообразно ответить самим себе на вопросы:

  • Зачем нам нужно то или иное исследование?
  • Подходит ли этот вид лечения пациенту?
  • Каковы риски проведения/не проведения тех или иных манипуляций?

Если Вы четко можете ответить на эти вопросы, то у Вас получится рекомендовать это пациенту.

Начинающие врачи зачастую торопятся начать лечение, мало времени уделяя общению с пациентом (или родителем, если пациент – ребенок). Это приводит к возникновению недопонимания, в лучшем случае, к прекращению сотрудничества, а в худшем – к конфликтам и осложнениям.

Пример 1

Вы видите в полости рта кариозную полость на жевательной поверхности и готовы делать анестезию и лечить.

Казалось бы, что может пойти не так?

Без рентгенологического исследования Вы не имеете представления о:

— Глубине полости;

— Состоянии пародонта и периодонта;

— Наличии или отсутствии скрытой кариозной полости на аппроксимальных поверхностях данного зуба;

— Если это временный зуб – о наличии зачатка постоянного зуба.

Отсутствие этих данных влияет на:

— Перейдете ли Вы к лечению пульпита и будут ли готовы к этому и пациент и ассистент;

— Получите ли вы осложнение в виде отека и болей, если пропустили периодонтит;

— Принятие решения о восстановлении зуба реставрацией или коронкой/вкладкой, оказание некачественной помощи при лечении только части поражения зуба;

— Принятие решения о восстановлении зуба коронкой для долговременной службы зуба при отсутствии зачатка соответствующего постоянного зуба;

Как видите, выполненное ДО лечения рентгенологическое исследование, его внимательное изучение и грамотная интерпретация позволяют избежать множества ошибок.

Четко понимая эти аспекты, Вы сможете объяснить необходимость его проведения пациенту или родителю. 

В данном случае родителям девочки было непонятно, даже несмотря на очевидное наличие свищевого хода, почему зуб 6.4 не подлежит лечению – ведь он не так сильно разрушен.

Интерпретация ОПТГ развеяла все сомнения.

Пример 2

Поскольку я работаю с детьми, приведу еще пример из детской стоматологии.

К Вам пришел на прием ребенок 7 лет, мама просит в этот же визит начать лечение. После сбора анамнеза выясняется, что до этого у стоматолога был только на осмотрах, ни рентгенологического исследования, ни фотопротокола, ни лечения ранее не проводилось. 

Вы провели фотопротокол и выяснили, что дополнительно у ребенка присутствует рвотный рефлекс, но в целом ребенок сотрудничает. Объем требуемого лечения – 8 зубов (все моляры).

Какие выводы можно сделать, имея такие данные?

  1. Ребенку требуется адаптация в виде разъясняющей беседы, схемы tell-show-do (расскажи-покажи-сделай) перед началом лечения;
  2. Ребенку требуется устранить рвотный рефлекс (седация закисью азота);
  3. Необходимо минимум 4 визита для лечения всех зубов по сегментам и полной санации;
  4. Родитель не имеет полного представления об отличиях детской стоматологии от взрослой, а также об особенностях психологических реакций ребенка данного возраста в момент проведения лечения, о явлении стоматологической усталости (так как ни один детский стоматолог еще ничего не объяснял и не рассказывал).

Какие осложнения можно получить, начав лечение сразу же?

  1. Без применения седации рвотный рефлекс создаст психологический и физический дискомфорт (как минимум) пациенту, он откажется сотрудничать в дальнейшем. Или прием завершится на этапе применения местной анестезии и неудаче изоляции рабочего поля коффердамом;
  2. Применение седации должно быть обосновано родителю. Если этот этап будет пропущен, большая вероятность отказа от сотрудничества со стороны родителя;
  3. Отсутствие позитивного опыта лечения у ребенка и предварительных договоренностей с врачом (для данного возраста, 7 лет) также приводит в дальнейшем к отказу от сотрудничества.

Отказ от сотрудничества ребенка в данном случае приведет либо к необходимости лечения в условиях общего обезболивания, либо к длительному перерыву и получению осложнений со стороны зубов (пульпиты). 

Что было сделано в таком случае?

В первый визит, несмотря на желание мамы сразу же начать лечение, было проведено:

  1. Фотопротокол;
  2. Рентген-диагностика и определение объема лечения;
  3. Проговаривание с мамой ВСЕХ наблюдений касательно сотрудничества ребенка – в том числе дискомфорт из-за наличия рвотного рефлекса, ощущений при лечении, которые ребенок может испытывать, обоснована необходимость седации и рассказан механизм ее действия. Объяснена необходимость применения коффердама. Рассказаны осложнения, которые могут произойти при неиспользовании изоляции;
  4. Объяснен четкий план лечения – как относительно зубов, так и сохранения доверительных отношений между ребенком и врачом. Объяснена нацеленность на профилактику стоматологической усталости и сохранения позитивных впечатлений от лечения;
  5. Проведена работа с ребенком – репетиция лечения, очищение зубов щеткой и пастой, знакомство с инструментами и звуками, проговаривание способа устранения рвотного рефлекса;
  6. Составлен финансовый план по посещениям;
  7. Проговорены договоренности с ребенком на следующий визит.

Далее проведено 4 визита, лечение 8ми зубов по сегментам в условиях ЗАКС. При дальнейших визитах для лечения время на объяснения потрачено не было, лишь четкое следование плану.

Таким образом, перед началом непосредственно лечебных процедур врачу-стоматологу необходимо разработать для себя план работы с конкретным пациентом. Затем донести этот план до пациента, не жалея времени на разъяснения.

Как донести информацию правильно

Для того, чтобы подать информацию грамотно – можно опираться на:

— Стандарты работы, принятые в Вашей клинике;

— Клинические рекомендации по стоматологии;

— Ваш опыт и кейсы;

— Мнение коллег, которых Вы считаете профессионалами в своей области;

— Статьи и исследования, научную литературу.

 

Что делать, если Вы НЕ ответили на все вопросы до начала лечения даже самим себе? К примеру, если Вы не сталкивались с такой ситуацией или не уверены в достаточности своих навыков. 

НЕ начинать лечение. Найти недостающую информацию или перенаправить пациента специалисту. 

Таким образом Вы не навредите пациенту, сохраните его доверие к врачам и получите минимум осложнений.