Седация ЗАКС в стоматологии
Что такое ЗАКС
Закись азото-кислородная седация (ЗАКС) – это методика, во время которой лекарственные средства вызывают депрессию ЦНС, при которой можно проводить лечение зубов и в то же время поддерживать вербальный контакт с пациентом в течение всего периода седации.
Седация – сноподобное состояние, позволяющее пациенту избежать дискомфортных ощущений при проведении тех или иных болезненных манипуляций и процедур на фоне стабильных показателей гемодинамики и дыхания, с сохранением способности адекватно реагировать на словесные команды или тактильную стимуляцию.
Показания и противопоказания
Показания:
- Дети и подростки, которые боятся, но потенциально готовы к сотрудничеству – коррекция умеренного страха.
- В дополнение к местному обезболиванию для потенциально травматичных и длительных процедур (множественные удаления/малая хирургия) или при недостаточности использования только местного обезболивания (острая боль, работа с гиперчувствительными тканями).
- Дети с сильно выраженным рвотным рефлексом, связанным с волнением.
- Для вызывания состояния релаксации во время проведения систематической десенситизации у детей с «боязнью иглы».
- Детские пациенты, имеющие хронические заболевания с высоким риском декомпенсации в условиях стресса.
- Дети старше 3-3,5 лет (важно полноценное дыхание носом и умение дышать только носом, а не носом-ртом).
- Звуко- и светобоязнь.
Противопоказания:
- Нарушение носового дыхания.
- Чрезмерная тревога, паника, фобии.
- Возраст младше 3х лет.
- Психические заболевания и интеллектуальные нарушения, не позволяющие сотрудничать с пациентом (СДВГ, эпилепсия и др.).
- Пациенты с 3,4,5 группами здоровья, с обострением хронических заболеваний.
- Пациенты с острыми инфекционными заболеваниями.
Подготовка
Стоматолог и персонал должны быть полностью обучены технике и мониторингу пациентов под седацией.
SOAPME:
S (suction) – аспирация (отсос)
O (oxygen) – устройство для доставки кислорода
A (airway) – воздуховод
P (pharmacy) – лекарственные средства для оказания неотложной помощи
M (monitors) – контроль
E (equipment) – оборудование
При использовании ЗАКС нет необходимости сдавать дополнительные анализы, проходить полное обследование.
Правовое поле
В соответствии с медицинскими стандартами и законодательством РФ ЗАКС должен проводить врач анестезиолог-реаниматолог. Врач-стоматолог в клинике проводит стоматологическое лечение.
Перед лечением: ИДС и предоперационные инструкции
Во время лечения: мониторинг
После лечения: рекомендации
Седативный эффект
Что видит врач:
- Постепенное угнетение сознания — пациент в сознании, расслаблен, чувствует комфорт (КОМФОРТ≠ВЯЛОСТЬ!).
- Жизненные показатели в пределах нормы – сатурация не ниже 95%; пульс в норме; зрачки исходной величины или расширены, реагируют на свет; кожа лица может быть гиперемирована.
- Пациент реагирует на вербальные инструкции, но реакция притуплена.
- Смещение доминанты внимания, повышение внушаемости.
- Нормальный ларингеальный рефлекс, но сниженный рвотный рефлекс.
- Пониженная реакция на болезненные стимулы, тактильная и температурная чувствительность сохранены.
Что чувствует пациент:
- Закись азота не имеет запаха, сладковата на вкус (при расслаблении повышается внушаемость, дети могут соглашаться, что воздух вкусный, сладкий – признак правильного ведения).
- Малые концентрации вызывают приятное чувство опьянения, веселящее воздействие, ощущение расслабленности, комфорта, легкую сонливость.
- Средние концентрации добавляют чувство легкого онемения СОПР, снижение тревоги, устранение рвотного рефлекса.
- Высокие концентрации усиливают угнетение дыхания, оказывают выраженное симпатомиметическое действие – пациент индуцируется в наркоз.
Виды восприимчивости к ЗАКС:
- Пациент хорошо поддается воздействию, расслаблен, эйфория
- Пациент «загружается»
- Низкая чувствительность к воздействию, абсолютное отсутствие эффекта при низких концентрациях – чем сильнее развито чувство контроля, тем хуже эффект седации; не поддается внушению
Алгоритм работы и мониторинг
Используется газовая смесь малой концентрации закиси азота и кислорода, уровень закиси азота не должен превышать 50%.
Этапы:
- Объяснить процедуру с использованием метода «скажи-покажи-сделай» и подбадривания. Хорошие ощущения тоже могут вызвать страх потери контроля – обязательно нужно рассказывать, что происходит «что-то интересное» в приятных ассоциациях.
- Применить смесь закиси азота и кислорода с использованием методики титрования:
— наполнить кислородный мешок;
— взять маску, включить подачу кислорода;
— надеть маску на пациента, проверить, чтобы в глаза «не дуло»;
— добавлять по 10% закиси азота на каждые 10-12 дыхательных движений до 70%; при необходимости более высоких концентраций закиси азота вводить по 5% не менее чем на 10-12 дыхательных движений – максимальная концентрация закиси азота для проведения самых болезненных манипуляций не должна превышать 50%; среднее время до наступления максимального эффекта около 7-10 минут.
- Управлять поведением пациента при помощи позитивного подкрепления и подбадривания в течение всей процедуры.
- Эффективный мониторинг:
— уровень сознания, наличие вербального контакта, реакция зрачков;
— пульсоксиметр для контроля сатурации и частоты пульса;
— эмоционально-психический статус;
— цвет кожных покровов (физиологическая окраска);
— расстройства микроциркуляции (акроцианоз – посинение кончиков пальцев);
— проходимость дыхательных путей
- Выведение из седации проводится в обратном порядке – уменьшение концентрации закиси азота по 10% на 10-12 дыхательных движений до 100% кислорода, на котором ребенок восстанавливает исходное состояние в течение 5-7 минут.
Действия при неотложных состояниях
В случае возникновения неотложных состояний во время использования закись-азота-кислородной седации, стоматолог должен следовать определённому протоколу действий:
- Немедленно прекратить подачу закиси азота и увеличить подачу кислорода до 100% для быстрого выведения закиси азота из организма пациента.
- Оценить состояние пациента: проверить уровень сознания, дыхание, цвет кожи и пульс.
- Вызвать скорую помощь, если пациент теряет сознание, испытывает затруднение дыхания или другие серьёзные симптомы.
- Провести базовые реанимационные мероприятия (если необходимо), включая сердечно-легочную реанимацию (СЛР).
- Документировать все действия и состояние пациента для последующего анализа и отчётности.
Важно, чтобы врачи и персонал были обучены распознаванию и реагированию на неотложные ситуации, а также имели под рукой необходимое оборудование для оказания первой помощи.